Терминология
Логопедия (от греч. lógos - слово, речь и paideía - воспитание, обучение), отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Алалия
(от греч. а - отрицательная частица и laliá- речь), отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга. Различают моторную и сенсорную А. Моторная А. характеризуется нарушением двигательной функции речи при сохранении в основном её понимания. Овладев произношением отдельных звуков, дети не могут овладеть звукосочетаниями, у них часто наблюдаются слоговые парафазии, например "ломоток" - вместо "молоток". С накоплением словарного запаса появляется аграмматизм, который выражается в неправильных падежных окончаниях, отсутствии предлогов, союзов, наречий. Сенсорная А. характеризуется расстройствами понимания речи при сохранении элементарного слуха. Дети проявляют речевую активность, но речь их совершенно непонятна для окружающих. Из-за глубоких нарушений речи при А. ребёнок начинает с возрастом отставать и в своём психическом развитии. Обучение чтению и письму на всех этапах затруднено. Дети, страдающие А., обучаются в специальных школах, в которых особыми методами их учат произносить слова, строить предложения; развивают способность к звуковому анализу слов, чем способствуют формированию навыков чтения и письма. В результате дети с моторной формой А. овладевают речью и проходят учебную программу массовой школы, хотя и в удлинённые сроки.
Аграфия
(от а - отрицательная частица и греч. gráphō - пишу), расстройство речи, выражающееся потерей способности писать. Наблюдается, как правило, при недоразвитии или повреждении затылочной или теменно-затылочной областей левого (у правшей) полушария коры головного мозга. При А. либо утрачивается возможность соединять буквы в слова, либо больной при письме выпускает или переставляет отдельные слоги.
Алексия
(от греч. а - отрицательная частица и lēxis - слово), потеря способности читать вследствие утраты понимания написанных слов или узнавания отдельных букв.
Сенсорная афазия - утрата способности понимать речевые сигналы.
Моторная афазия - нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата.
Афония
(греч. aphonia, от а - отрицательная частица и phone - звук, голос), отсутствие звучного голоса при сохранении шёпотной речи. Наблюдается при различных поражениях гортани - воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях и т. п., а также при истерии и других неврозах.
Гнусавость
, носовой оттенок голоса и искажённое произношение звуков речи, обусловленное особенностями прохождения звукообразующей воздушной струи внутри носовой и ротовой полостей. Различают открытую и закрытую Г.
Дизартрия
(от греч. dys - приставка, означающая затруднение, нарушение, и arthróо - расчленяю, издаю членораздельные звуки), расстройство членораздельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов, слогов и звуков (главным образом согласных).
Дислалия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, нарушение, и lalia - произношение, речь), неправильное произношение звуков речи. К. обусловлено аномалиями языка, челюстей, зубов, нёба, нарушениями функций центральной нервной системы, тугоухостью, а также подражанием ребёнка неправильному произношению кого-либо из окружающих.
Заикание,
сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.
Логопатия
(от греч. lógos - слово, речь и páthos - страдание, болезнь), общее обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе (см. в ст. Речь). К Л. относятся недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя, нарушения темпа и плавности речи; понятие "Л." включает также и нарушения письменной формы языка и чтения
Мутизм
(от лат. mutus - немой), отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе М. лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей.
Немота,
отсутствие речи, вызванное органическими или функциональными нарушениями в организме.
Фонастения
(от греч. phone - звук, голос и астения), нарушение голосообразования функционального характера, возникает главным образом у певцов, актёров, педагогов вследствие чрезмерной голосовой нагрузки и неправильного пользования голосовым аппаратом.
Шепелявость,
неправильное произношение свистящих ("з", "с", "ц") и шипящих ("ж", "ч", "ш", "щ") звуков. Может быть обусловлена дефектом расположения зубов (наличие щели между передними зубами), недостаточной подвижностью языка, тугоухостью и др. причинами. Иногда Ш. наблюдается при нормальном строении речевого аппарата как проявление недоразвития речи. Обычно при Ш. верхушка языка попадает между передними зубами при произношении свистящих и шипящих звуков, вследствие чего образуется своеобразный шум - т. н. пришепётывание.
Анартрия – нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь.
Афазия – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.
Афразия – расстройство речи, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
Баттаризм – нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечёткостью артикуляции.
Брадифразия – патологическая замедленность речи. Возникает вследствии нарушения баланса нервных процессов.
Дети с нарушениями речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении.
Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма.
Дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д.).
Дислексия – нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.
Дисфония – частичное расстройство голоса, при котором, в отличии от афонии, звукопроизнесение сохраняется, но страдает необычнымтембром, слабостью или прерывистью.
Логоневроз – невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Возникает в результате психической травмы.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа при сохранении фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи.
|
Характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста |
|||