Терминология
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.
Воспитание,
процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического т психического развития, вызванные серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.
Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих (например: умственно отсталые слепые и слабовидящие).
Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС.
Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжёлыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Выделяю сенсорную, когнитивную, социальную, эмоциональную депривацию.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.
Медико-педогагическая комиссия – орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.
Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.
Имбецильность – более лёгкая по сравнению с идиотией срепень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определёнными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Грубые нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают их практически не обучаемыми во вспомогательной школе.
Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Им не доступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно; имеют нарушения моторики, координации движения и праксиса, ориентировки в пространстве.
Мышление,
процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком, процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п.
Память - психофизиологический процесс:
- осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;
- выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Внимание, акт, посредством которого мы выделяем какое-либо восприятие или представление из всего содержания нашего сознания, в силу чего это восприятие или представление усиливается в ясности и отчетливости и получает временное преобладание над всем остальным. В. бывает произвольным, когда мы делаем сознательное усилие для направления его на известный объект, так или иначе связанный с каким-либо интересом для нас, и непроизвольным, когда оно обусловливается извне объективными свойствами этого объекта
Восприятие - процесс и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.
Речь - исторически сложившийся вид коммуникативной деятельности человека, посредством использования возможностей языка для общения с другими членами языкового коллектива. Различают экспрессивную и импрессивную речь.
Работоспособность - состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени.
Вспомогательная школа, специальное учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. Основной контингент учащихся В. ш. составляют дети, страдающие олигофренией в степени дебильности
В эти же школы направляются дети с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности, обусловленной травматическими или органическими поражениями мозга, эпилепсией, сопровождающейся снижением интеллекта (только при редких ночных припадках), дефектной стадией шизофрении (без выраженных психотических симптомов).
Дауна болезнь,
одна из форм врожденного слабоумия. Впервые описана в 1866 английским врачом Л. Дауном (L. Down) и названа им монголизмом. В основе Д. б. лежит аномалия хромосомного набора. У страдающих Д. б. количество хромосом в клетках 47 вместо 46 (3 вместо 2 хромосом 21-й пары). Такое нарушение кариотипа (трисомия) происходит в том случае, когда у матери при созревании половой клетки под влиянием пока не изученных причин произошло расхождение 21-й пары хромосом и образевавшаяся яйцеклетка содержит 24 хромосомы. Больные Д. б. имеют характерную внешность: круглое лицо, короткий нос с широкой переносицей, косой разрез глаз, кожная складка у угла глаз, полуоткрытый рот, большой язык, редкие зубы, утолщенная в передне-заднем направлении голова. Отмечается мышечная слабость, разболтанностьсуставов, отставание в физическом развитии, вздутый живот, недоразвитие половых органов. Часто Д. б. сопровождается врождённым пороком сердца и нарушением зрения. Степень психического недоразвития колеблется от полной идиотии до лёгких степеней умственной недостаточности,
дебильность, имбицильность, у.о.
Деменция
(лат. dementia, от de - приставка, означающая отсутствие, утрату, и mens - ум), стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых; то же, что слабоумие.
Олигофрения - различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия).
|
Характеристика детей дошкольного и младшего школьного возраста |
|||