Введение

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органом», - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становиться не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.

Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку.

Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Цель данной работы – рассмотреть процесс развития мелкой моторики как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект – формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет – развитие мелкой моторики как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предполагается, что развитие мелкой моторики позволяет более эффективному развитию связной речи.

Задачи:

1.Рассмотреть анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.

2. Изучить методику работы по развитию мелкой моторики.

3. Экспериментально изучить особенности развития тонкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.

I. Понятие связной речи и мелкой моторики рук.

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умения осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка: при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение разговаривать помогает быть ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

   В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1.         Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2.         Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3.         Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4.         Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5.         Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и  дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитие двигательных функций – сложный процесс, определяемый успешностью реализации генетической программы в конкретных условиях окружающей среды.

Определённые звенья сложной функциональной системы регулируют каждое движение человека. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности внутри каждой функциональной системы лежит в основе патогенетически  общих расстройств речи и руки, которые возникают вследствие нарушения целостности и морфологической зрелости мозговых структур. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.

Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области (М. М. Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону.

Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. В. Запорожец, В. Н. Аванесова, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард-Пупко, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, М. Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р. Я. Абрамович-Лехтман, Н. А. Бернштейн).

В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельности, предметная и игровая активность (М. И. Лисина, Ф. И. Фрадкина). М. И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребёнка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев – двигательные реакции руки.

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М. Ю. Кистяковская, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова,   Р. Я. Абрамович-Лехтман, И. М. Сеченов, А. В. Запорожец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Развитие речи и мелкой моторики в онтогенезе.

II. I. Проекция руки – одна из речевых зон мозга.

Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает о себе знать и у современного человека).

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков ещё в 1782 г. Утверждал, что « натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи шло у людей параллельно.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти руки представлена на рисунке. Это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда (рис. 1.)

В нём проекции всех частей тела в двигательной области показаны не только чёрточками (их размер на схеме пропорционален размеру проекции частей тела в коре), но и в образной форме. Именно величина проекции кисти и её близости к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

 

 

 

 

 

 

 

II. II. Особенности развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так, Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук  (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда).

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В настоящее время для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» - и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удаётся.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одни из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребёнку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщённого понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые ему ещё не показывали. Напротив, если ребёнку не только показывать, но и давать трогать книги, но очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него потом будет «книга».

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребёнок начинается противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет особое значение, так как с него и движения остальных пальцев становятся более свободными. На шестом месяце движения схватывания становится более точными, уверенными. На седьмом – появляется артикуляция слогов слогов: да – да – да, ба – ба – ба и т.д. В восемь – девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведённые здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Рекомендации для педагогов и родителей.

Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольника, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры.

Особую роль в подготовке руки к письму грает рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Освоив швы, ребята могут осваивать шитьё. Координация и точность движений развивается у ребёнка в процессе пришивания пуговиц.

Таким образом, целесообразно проводить данные виды работ как целые занятия, так как и индивидуальные формы работы во второй половине дня. Поделки из бумаги дошкольники могут описать, рассказать как они выполняли ту или иную поделку, что для этого потребовалось, в какой последовательности необходимо было выполнять.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисование или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жестокой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложить малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребёнку протянуть руку к предмету, доставать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребёнка первых месяцев жизни они ещё отсутствуют, младенец ещё не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребёнка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они непреднамеренны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Методологический аппарат исследования.

III.I. Диагностика мелкой моторики и речи.

Диагностика мелкой моторики детей.

 

В изучении принимали участие 10 дошкольников старшего возраста.

Для изучения состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста мною была использована диагностика, позволяющая выявить уровень по показателям представленным в таблице. Смотрите ниже.

 

Условные обозначения:

«+»                     задание выполнено правильно;

«-»                      задание выполнено неверно;

«!»                      неустойчивое выполнение задания.

 

Примечание.   При подсчёте баллов за единицу принимается только знак «+», неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

 

Характеристика групп:         

 

ГРУППА В          дети, набравшие 15 – 14 баллов. Мелкая моторика развита       

                              хорошо.

ГРУППА С          дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита

                              недостаточно. 

ГРУППА Н          дети, набравшие 11 – 9 балла. Мелкая моторика развита

                              плохо.

ГРУППА Х          дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика

                              отстаёт от возрастной нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика связной речи.

Для изучения состояния связной речи, была использована серия картинок для составления детьми старшего дошкольного возраста связного рассказа.

 

 

 

 

 

Образец, применялся нами только в том случае, когда дети не могли самостоятельно справиться с заданием.

 Цветы.

Однажды, ранним утором мальчик Коля вышел во двор своего дома.  Он долго думал, чего-то решал и вот что придумал… Коля сбегал в сарай взял лопату и выкопал небольшую ямку. Затем он достал из кармана своих джинсов пакетик с семенами любимых маминых цветов. Он бережно положил семена в лунку и присыпал землей и начал ждать. Мальчик каждый день поливал то место, откуда должны были вырасти цветы. И вот настал тот день, когда из земли показались первые сильные, сочные, зеленые ростки. Коля в очередной раз полил свои цветы, и на следующее утро перед его домом красовалась прекрасная клумба.

 

Рассказы, составленные детьми по предъявленным картинкам.

Виктор К.

Мальчик копал землю, затем он посадил зернышки. Он поливал эти зернышки, поливал бутончики, и вот они выросли.

Илья И.

Копает землю. Сажает зернышки, поливает и выросли цветы.

Игорь Ж.

Мальчик хочет чтобы цветочек вырос. Он откопал землю, туда семечки положил. Поливал и он обрадовался, что вырос цветочек.

Максим М.

Про цветочки.

Саша копал, копал и закопал. Полил. Выросли у него цветочки, розы.

Олег П.

Володя посадил цветочки.

Жил да был на свете мальчик, которого звали Володя. Он был уже взрослый. Он захотел порадовать свою бабушку. Решил посадить бабушке цветы, очень красивые цветочки. Он откопал яму, а потом посадил семена, закопал их. на следующее утро выглянули маленькие росточки и он решил их полить. На второе утро все расцвело. Он позвал бабушку, и она удивилась: «Как такой маленький, и знает, как сажать цветы

Никита Б.

Про сад.

Он копает. Он делает ямку. Он полил цветы. Цветы выросли.

Дарья Р.

Мальчик копает яму. Потом вытаскивает землю. Поливает цветочки. Потом смотрит на цветочки.

Виктория Ш.

Мальчик копает, кладет семечки. Поливает, а потом увидел, что цветочки выросли.

Данила Б.

Про мальчика.

Копал ямку, откопал. Потом поливал цветочки. Потом они выросли.

Ксения Ж.

Сначала он откапывал ямку, потом клал зернышки. Поливал цветы, выросли цветы.

 Екатерина С.

Пошел копать. Пошел дальше покопать. Нашел золото. Пошел цветы лить, а у него цветы выросли.

Дмитрий Л.

  Мальчик решил посадить цветочек. Он выкопал ямку, кинул туда семена. На следующее утро он полил цветы. И вот цветочки выросли.

 

 

 

 

 

 

III.III. Оценка результатов. Выводы.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1.                     Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей уровня развития связной речи в дошкольном возрасте.

2.                     При целенаправленной коррекционно-педагогической работе наблюдается качественное изменение в развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Эту динамику можно проследить по представленной в работе диаграмме.

3.                     Развитие мелкой моторики является одним из эффективных средств речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику, естественным, здоровым способом происходит развитие интеллекта ребёнка, в частности связной речи. Включая в работу упражнения по типу изображение из пальчиков разных персонажей, предметов, и упражнений самомассажа пальчиков, сопровождающих стихотворным текстом, способствует активизации, расширению, обогащению словаря. 

4.                     При совершенствовании мелкой моторики рук, приобретаются навыки, необходимые при обучении письму.

5.                     Работу по развитию мелкой моторики целесообразно начинать с раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

III.II. Комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи.

В результате анализа педагогической литературе, мы использовали комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 4 упражнений и одного задания, направленного на составления предложения по картинке. Сначала делаются упражнения, потом предоставляется картинка, по которой дети заканчивают предложение. Как задание на дом, были даны упражнения на развитие связной речи: составление предложений по картинкам; составление рассказов – описания по плану; составление рассказа по картинке; составление рассказа с тремя определенными предметами.

 1-й КОМПЛЕКС

1. «Шарик».

Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)

3. «Цепочка».

Пальчики перебираем и цепочку получаем. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

4. Упражнение  «Велосипед».

 

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

5. Закончи предложение.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза.

У козы торчат рога, может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большими.

2. Козлята.

У козлят торчат рога, учатся бодать они. Выполняется одновременно пальцами обеих рук.

3. Очки.

Бабушка очки надела и внучонка разглядела. Большой палец правой и левой  руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. 

4. Упражнение «Солнышко».

 

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

 

 

 

5. Закончи предложение.

3-й КОМПЛЕКС

1. Флажок.

Я в руке флажок держу и ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

2. Птичка.

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнуты пальцы – крылья. Помахать ими.

3. Пароход.

Пароход плывёт по речке, и пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

 

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья – сменена рук.

5. Закончи предложение.

4-й КОМПЛЕКС

1. Жук.

Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевели ими.

2. Зайка и зеркало.

Зайка в зеркальце глядит и ушами шевелит. Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает  «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

3. Лодочка.

Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

4. Упражнение  «Велосипед».

 

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

 

5. Закончи предложение.

5-й КОМПЛЕКС

1. Птенчики в гнезде.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

2. Лиса и волк.

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста. Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

3. Пауки.

Осторожны и легки  приползали паучки. Пальцы обеих рук согнуты, «ползут» как лапки у паучков по столу.

4. Упражнение «Солнышко».

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

5. Закончи предложение.

 

6-й КОМПЛЕКС

1. Стул.

Ножки, спинка и сиденье вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт раз.

2. Стол.

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

3. Дом.

Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

 

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья – сменена рук.

5. Закончи предложение.

7-й КОМПЛЕКС

1. Петушок.

Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

2. Курочка.

Курочка прыг на крыльцо: я снесла тебе яйцо. Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

3. Краб.

Краб ползёт по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз, большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

4. Упражнение  «Велосипед».

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

5. Закончи предложение.

8-й КОМПЛЕКС

1. Собака.

У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

2. Колокольчик.

Колокольчик все звенит, язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

3. Мышка.

Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.

 

4. Упражнение «Солнышко».

 

Нарисую солнышко на своей ладошке.

Пусть оно сияет хоть и понарошку.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

5. Закончи предложение.

9-й КОМПЛЕКС

1. Корзинка.

В лес корзинку я беру и грибы в нее кладу. Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки.

2. Кошка.

А у мышки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в ее норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

3. Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан и ударил трамтрамтрам. Пальчики  кулачёк. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

4. Упражнение « Котёнок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой).

 

Кусается больно котенок – малыш. Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш, а будешь кусаться, - скажу тебе: «Кыш».

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья – сменена рук.

5. Закончи предложение.

10-й КОМПЛЕКС

1. Дерево.

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

2. Лошадка.

У лошадки вьётся грива, бьёт копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют гриву.

 

3. Грабли.

Листья падают в саду, я их граблями смету. Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

4. Упражнение  «Велосипед».

 

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперёд –  я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг.

Используется карандаш с гранями, который прокатывают между ладонями.

6.         Закончи предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

I. Понятие связной речи и мелкой моторики.

II. Развитие речи и мелкой моторики в онтогенезе.

II.I. Проекция руки – одна из речевых зон мозга.

II.II. Особенности развития мелкой моторики и речи у детей старшего дошкольного возраста.

III. Методологический аппарат исследования.

III.I. Диагностика мелкой моторики и речи.

III.II. Комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи.

III.III. Оценка результатов. Выводы.

IV. Рекомендации для педагогов и родителей.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.

2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по рисованию. Дошкольное воспитание 1987., № 8.

3. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно» Развиваем связную речь. Киров.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.

5. Гарибьян Р. Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М., «Просвещение», 1965.

6. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. Большая советская энциклопедия.

7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.

8. Михайлова Л.С. как подготовить ребенка к школе. В 2х частях. Часть 2. Волгоград, изд. « Братья Гринины», 1997.

9. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. Дошкольное воспитание. 1987.№ 10.

    10. Популярная медицинская энциклопедия. Под ред. Петровского Б.В. Таллин, 1993.

    11.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., «Физкультура и спорт», 1992.

   12. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.

   13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.

   14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,  «Просвещение», 1965.   

   15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999.

 

Используются технологии uCoz