Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте.

      В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.
           При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в дальнейшем школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушения формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Далеко не во всех случаях дисграфия, дислексия, дискалькулия наблюдаются в изолированном, чистом виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой.
     


      У многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Гипервозбудимость проявляется чаще в первые месяцы жизни, а в ряде случаев — в более поздние сроки (после 6 — 8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный, немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащением сердцебиения, дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор (дрожание) подбородка, рук.
      Очень часто наблюдается нарушение сна у детей с синдромом гипервозбудимости. Он выражается в затрудненном длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, криках, повышенной двигательной активности, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования.
      Частыми симптомами гипервозбудимости являются трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отказ от груди — частый симптом гипервозбудимости. Он может быть проявлением своего рода защитной реакции на какие-либо неприятные ощущения во время кормления, например чувство боли при повышенном газообразовании. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию и рвоте. Для этих детей характерны и кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей.
     

      В возрасте от 1 года до 3 лет детей с ММД часто отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, слабая прибавка в весе, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии. К 3 годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивное упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности.
     

      В дальнейшем проявления ММД отличаются многообразием. Между тем прослеживается определенная зависимость между имеющейся у ребенка симптоматикой и его возрастом. Как правило, нарастание симптомов в ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6 — 7 лет). Подобная закономерность может быть связана с неспособностью нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузки на нервную систему в этом возрасте приводит к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению речевого развития.
      Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1 — 2 года, когда происходит интенсивное развитие речевых зон мозга и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3 года. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживается задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6 — 7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей этого возраста с ММД характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обуславливают различные психосоматические нарушения, проявление вегетососудистой дистонии.
     

      Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная нервно-психическая утомляемость, некоторые особенности поведения (инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают проблемы в обучении и нарушения поведения. Большинству детей с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение.

 

Используются технологии uCoz