Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее
распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте.
В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних повреждений
головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших
психических функций и их дисгармоничном развитии.
При ММД
наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга,
обеспечивающих такие сложные функции, как речь, внимание, память, восприятие и
другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному
развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают
значительные трудности в дальнейшем школьном обучении и социальной адаптации.
Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных
отделов коры больших полушарий мозга ММД у детей проявляются в виде нарушения
формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
Далеко не во всех случаях дисграфия, дислексия, дискалькулия наблюдаются
в изолированном, чистом виде, значительно чаще их признаки сочетаются между
собой.
У многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Гипервозбудимость
проявляется чаще в первые месяцы жизни, а в ряде случаев — в более поздние
сроки (после 6 — 8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное
количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный,
немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью,
реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиленной
потливости, учащением сердцебиения, дыхания. Во время крика можно наблюдать
повышение мышечного тонуса, тремор (дрожание) подбородка, рук.
Очень часто наблюдается нарушение сна у детей с
синдромом гипервозбудимости. Он выражается в
затрудненном длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем
пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, криках,
повышенной двигательной активности, стереотипных движениях во сне (качание
головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня,
иногда полной инверсии сна и бодрствования.
Частыми симптомами гипервозбудимости
являются трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо
берут грудь, беспокойны во время кормления. Отказ от груди — частый симптом гипервозбудимости. Он может быть проявлением своего рода
защитной реакции на какие-либо неприятные ощущения во время кормления, например
чувство боли при повышенном газообразовании. Наряду с нарушением сосания
отмечается предрасположенность к срыгиванию и рвоте. Для этих детей характерны
и кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной
возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника
под влиянием даже незначительных раздражителей.
В возрасте от 1 года до 3 лет детей с ММД часто отличают повышенная
возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна и аппетита, слабая
прибавка в весе, некоторое отставание в психоречевом
и моторном развитии. К 3 годам обращают на себя внимание такие особенности, как
моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивное упрямство и негативизм. В
младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков
опрятности.
В дальнейшем проявления ММД отличаются многообразием. Между тем прослеживается
определенная зависимость между имеющейся у ребенка симптоматикой и его
возрастом. Как правило, нарастание симптомов в ММД приурочено к началу
посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6 — 7 лет). Подобная
закономерность может быть связана с неспособностью нервной
системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в
условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузки на
нервную систему в этом возрасте приводит к нарушению поведения в виде
упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам,
замедлению речевого развития.
Кроме того, максимальная выраженность проявлений
ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого
развития у детей. К первому периоду относят возраст 1 — 2 года, когда
происходит интенсивное развитие речевых зон мозга и активное формирование
навыков речи. Второй период приходится на возраст 3 года. На этом этапе у
ребенка увеличивается запас активно используемых слов, активно развиваются
внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживается задержка
развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к
возрасту 6 — 7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи
(письмо, чтение). Для детей этого возраста с ММД характерны формирование школьной
дезадаптации и проблемы поведения. Значительные
трудности психологического характера нередко обуславливают различные
психосоматические нарушения, проявление вегетососудистой
дистонии.
Таким образом, если в дошкольном
возрасте у детей с ММД преобладают гипервозбудимость,
двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная
неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная
нервно-психическая утомляемость, некоторые особенности поведения (инфантилизм,
импульсивность), то у школьников на первый план выступают проблемы в обучении и
нарушения поведения. Большинству детей с ММД свойственны
слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах,
неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются
простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и
агрессивное поведение.