ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

« Назвать человека, дать ему имя, преодолеть

хаотическую текучесть жизни - значить сделать

                                    мир осмысленным ».

 

А.Ф. Лосев

 

Введение

 

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в свое имя, оно становиться частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

При имя наречении важен учет многих обстоятельств, такие как традиции национальной культуры, общества и семьи.

Имя собственное становиться тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется  для обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире. 

 “ Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребенка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Приступая к исследованию категории имени мы предпологали, что индификация о том как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относится чрезвычайно важно и необходимо как педагогам так и родителям. Кроме того все, кто взаимодействует с ребенком должны знать в каких ситуациях происходит подтверждение и депривация имени и как это отражается на развитии и эмоциональном благополучии дошкольника. Необходимость подобной информации еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы.

 

Имя и имянаречения как единицы культуры и социальной действительности.

 

Приступая к исследованию, мы, прежде всего, обратились к словарям и постарались выяснить содержания понятия «имя». Анализ дал нам следующее:

С психологической точки зрения имя - личное название человека, даваемое ему при рождении: знак, причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.[1]

Имя –

1.     Личное название человека, даваемое при рождении. (Его имя – Виктор.);

2.     Личное название человека с отчеством, а также фамилия. (Не забудем имена героев.);

3.     Известность; та или иная репутация. (Писатель с мировым именем. Доброе имя.);

4.     Об известном, знаменитом человеке. (Крупные имена.);

5.     Название предмета, явления.(Дать имя горной вершине.);

6.        Грамматический разряд скланяемых слов. (Имя существительное, имя прилагательное.). [2]

Имя присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности.[3]

Далее, обратились к анализу категории имени и выявили, несколько тенденций. Так, имя изучается в языкознании, в психологии, философии, культурологии, энтографии, фольклористике.

Ономастика – это наука о собственных именах. Она изучает становление, распространение имен, заимствование в другие языки, преобразующих в новых условиях и т.д.[4]

Существует много популярных изданий, которые рассматривают имя, его особенности, характер его влияния на человека и так далее. Мы воспользовались содержанием всех изданий для того, чтобы сделать себе целостное и многоаспектное представление об имени и процессе имя наречения.

Мы обратили внимание на то, что каждый автор, приступая к изложению пытаются [a1] дать определение категории имени. Общим для многих авторов является мнение, согласно которому, имена как особые слова становятся достоянием человечества лишь благодаря языку. И в языческих действиях, и в религиозных образах важное место отводится имени.

Человека зовут определенным образом потому, что имена каждого народа, кто бы Вы ни были, образуют определенный массив специально подобранных слов, приспособленных для именования людей именно вашей национальности или соседей, у которых заимствовали ваше имя. Имена одного народа, употребляющиеся в одном языке, связаны между собой внутренним единством, численно ограничены, системно организованны.

Мы обратили внимание на то, что существует понятие личное имя, нарицательное имя и имя собственное. Личные имена понимаются широко как индивидуальные наименования субъектов, независимо от происхождения этих слов и их взаимоотношения с нарицательными именами данного языка.[5]

Существуют две самостоятельные, однако, достаточно тесно связанные между собою группы собственных имен: имена сложившиеся естественным путем, и имена, искусственно созданные, выдуманные. Вторые, делятся на употребляющиеся в реальной действительности. Наряду с естественно сложившимися именами (придуманные новые личные имена, искусственные фамилии, переименование географических объектов), имена книжные (имена и фамилии литературных героев произведений, название мест действий).

Существует система личных имен, которые выделяют разные исследователи. У исландцев нет фамилии, чеха, поляка, болгарина не называют по отчеству, у некоторых народов океании нет ни фамилий, ни отчеств.

Древние греки, кельты, германцы, славяне, тюрки, имели по одному имени - личному в узком смысле; второе имя могло появляться в некоторых случаях (по занятиям или месту происхождения).

Китайскую антропомистическую систему сегодня составляют такие члены: син – близкое к нашей фамилии, и мин – личное имя в узком смысле, часто двучленное.[6]

В русской сложился порядок: личное имя (в узком смысле); отчество; фамилия.

Еще раз, обращаясь к категории собственного имени, исследователи отмечают, что все собственные имена, в конечном счете, произошли от имен нарицательных. От каких нарицательных  имен, где и когда произошли личные собственные имена Василий, Антон, Николай, Анна, Мария и многие другие, которые мы слышим на каждом шагу, которыми зовемся сами. Вот Вера, Надежда, Любовь действительно как-то связаны с нарицательными вера, надежда, любовь. А остальные?

Канонические имена (христианские), рассматривая их, мы заметили в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Вот значения некоторых из них: Андрей – «мужественный», Генадий  «благородный»,  Никифор – «победоносный», Тихон – «счастливый», Агата – «красивая», Глафира – «изящная», София – «мудрая».

Большинство римских имен также отмечают в людях хорошее: Виктор – «победитель»; Валерий, Валентин – «здоровый»; Пульхерия – «прекрасная».

Старые русские (канонические) имена возникли на иноземной почве и в Х в. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с Византийской царевной Анной, способствовало упрочнению между народных связей Руси, помогло русским знакомиться с западной, особенно византийской культурой. Одновременно  из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Называть разрешалось лишь узаконенными религией (канонизированными) именами, объявленными настоящими, «правильными» и записанных в специальных книгах «святках». Все прочие имена были объявлены неканоническими (имена людей, исповедующих другую религию или просто языческими). Происходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения их из чужих и трудных для произношения слов в свои, законные, близкие.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку. Встречались случаи присвоения имен против воли родителей. Была такая традиция: называть ребенка именем, которое стояло в церковном календаре против числа, когда он родится.

В некоторых семьях было принято, выбирая имя ребенку, наугад раскрывать календарь или прокалывать его булавкой, останавливаясь на странице с самым  последним проколом.

Почти все имена в результате многовекового “обкатывания” в русском языке сделались вполне удобно произносимыми и похожими на другие слова русского языка. Они изменяли свою форму, приспособив ее к условиям русского произношения, склонения, словообразования, но каждое имя сохранило что-то свое.

Среди имен, заимствованных у Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами, но это очень повредило им как именам. Заботливые родители в первую очередь беспокоились о том, чтобы имя, которое они дадут ребенк, не давало повода для всяких нежелательных ассоциаций.

Таким образом, вся эта группа имен на пртяжении долгого времени давались лишь по традиции или в тех случаях, когда отказывались окрестить ребенка другим именем. Их почти не было в городах уже в конце ХIХ в., оставались они лишь в деревне.[7]

Итак, получив информацию о сущьности имени, мы убедились в том, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различием его носителя. Исследователи и авторы популярных изданий выделяют некоторые особенности и качества имени, его взаимосвязь с другими характеристиками человека. Так, яростную борьру вела из-за имен церковь. Уловив целостность имени как социального знака, почти все религии воспользовались им, присвоив себе монопольное право давать имя, придав этому акту религиозный характер и превратив личное имя в символ принадлежности носителя имени к данной религии. Видели огромное значение его в обществе, но, не умея объяснить, приписывали ему божественную силу.

На мистификации имени основаны многие религиозные представления и бытовые суеверия. Сущность их – приписывание имени потусторонней силы. Церковь веками вбивала в сознание русского народа, что «в некрещенном ребенке нет душиОтождествление «имя – душа» свойственно многим верованиям.

Эскимосы представляют человека как соединение тела, души и имени, из которых имя может избежать смерти.

Мистификации имени диктует и выбор имени – пожеланий. Называют ребенка на том или ином языке Умный, Богатырь и тому подобным, ведь не констатируют в новорожденном эти качества, пока еще неизвестны, а заклинают судьбу, чтобы ребенок вырос таким.[8]

Еще одна группа авторов выделяет цвет имени. По их мнению имя – это ни что иное, как серия глухих и звонких звуковоторые вместе составляют оригинальную «мелодию».

Имя также рассматривается как знак судьбы.

Многие считают, что имя в составе обязывает своего носителя быть таким, а не иным (в связи с определенным смыслом, который люди вкладывают в данное имя им образом определенного человека, им звавшегося). В таком случае не достоточно хорошо обдуманный или обснованный выбор имени может в какой-то мере повлиять на судьбу именуемого в психологическом плане. Ведь ребенок постоянно слышит, кто и как, с какой интонацией произносит его имя, сравнивает, как звучат имена других детей. Однако этого сопоставления бывает порой недостаточно, чтобы понять, как относятся к данному ребенку, и чтобы он сам для себя сделал соответствующие выводы.[9]

Проанализировав категорию «имя», разобрались в том, что же представляет собой имя, мы приступили к исследованию имянаречения. Многие исследователи в данной области указывают на большую роль имени в жизни человека. Так, американские исследователи, работавшие над проблемой формирования личности, пришли к выводу, что имя играет очень важную роль в жизни человека. Оно влияет не только на настроение, но ина характер, здоровье и даже на судьбу. И этот факт чаще всего подтверждается. Ребенок, чье имя может быть высмеяно, вынужден бороться за нормальное отношение к себе или желание изменить имя.

О важности выбора имени для ребенка говорили еще в древности. В родовой культуре имя к ребенку нередко переходило от родового предка, уже умершего, но существующего «где-то вверху», «где-то рядом».[10] Имя предопределяло не только прошлое, но и настоящее, но и будующее ребенка, поскольку в этом имени была запечетлена воля родителей.

В родовой культуре формировалось хорошо понимаемые её представителями «образы» каждого имени, которыет определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хочет защитить ребенка при наречении.

Ребенку при имянаречении должны были переходить свойства его предка. При обрядах имянаречения обязательно утверждалось: Ты (имя) как твой предок (то же имя!)…

Сталкивались с трудностями – как отличить красивое имя от некрасивого.

Один стремиться дать имя «как у всех»; в старой русской деревне никто не смел выйти из круга 30-40 мужских и 25-30 женских имен, употребляемых там, где он живет. Теперь такие бытовые ограничения не в силе, но и сейчас большенство населения предпочитает давать имена «как у всех».

Другие, напротив стремяться найти имя как «ни у кого». В прошлом такие имена были исключением, да и их связывал заданный святцеми готовый перечень.

Антропонимистка Р. Кац, проведя в Стокгольме опрос школьников, «нравится ли тебе твое имя?» получила такие ответы: Марика, Матина, Диза довольны своими именами, потому что «никого в классе так не зовут», а Еспер и Ральф своими именами не довольны … по той же причине, что «никого в классе так не зовут». Обе стороны ошибаются. При выборе имя для ребёнка, не следует гнаться за модой. Необходимо задуматься над тем, что имя дается не на год. Противопоставление редкого частому обманчиво. Самое редкое имя спустя десятилетие может оказаться лишь подчеркивающим возраст. Наивны  попытки на оригинальность в придумывании имен. При свободе от государственного вмешательства и от заданного церковью списка имен, выбор имени подчинен могущественной власти обычая и моды, а кто пытается встать над ними, жестоко ограничен нормами языка.

Мода на имя – это явление объективное, которое нельзя ни отменить, ни запретить.[11] Связана она прежде всего с психологией. В любом случае, когда имеется проблема выбора, одни люди стремятся к массовому, часто типному. При этом обычно не задумываются, как будет себя чувствовать ребенок с широко распространеным именем.

Продолжая рассматривать различные подходы к выбору имени, мы обратили внимание на то, что одни имена благозвучны, другие неблагозвучныак, девочку рождёную в феврале, хотят назвать Февралина. По звучанию имя гормонично и благозвучно, но часть имени вралина имеет некоторый отрицательный смысл. Звучны и потому красивы многие древнерусские имена и общеславянские имена многих народов нашей страны и зарубежных стран. Звучны потому, что в течении многих тысячелетий они специально культивировались как особые слова, приспособленные для наименования людей.

Выбирая имя по звучанию, один стремиться к тому, чтобы оно начиналось на тот же звук, что и отчество: Николай Никитич, Вера Васильевна. Другие стараются избегать подобных созвучий. Имя с отчеством должны звучать как строка хорошего стихотворения. Так же исследователи обращают внимание родителей на то, что системы имен, сложившиеся у каждого народа, формировались тысячелетиями, что имена внутри каждой системы хорошо согласуются друг с другом, а принадлежащие к разным системам имена нередко противоречат друг другу.

 Имя дается ребенку, когда ему едва исполнилось несколько дней и когда еще невозможно сказать, каким он вырастет.

Также авторы многих исследований говорят, что выберая имя для ребенка, необходимо узнать, какие у него сокращенные и ласкательные формы и не является ли оно само сокращенным вариантом другого имени. Учитывают и то, что от имени мальчика со временем придется образовывать отчество.

 

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о томто имя действительно влияет на жизнь, судьбу человека. И выбор имени для ребенка такой же важный шаг, как и рождение ребенка.

Итак, в данной части работы мы рассмотрели имя и имянаречение, трактовку в языкознании. Теперь логично обратиться к изучению психологической сущности данных категорий.

 

Имя, как единица структуры самосознания.

 

С педагогической точки зрения, личность рассматривается как определяемая вклчённостью социальной связи, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.[12]

С психологической точки зрения, личность – это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития.[13]

Осознание самого себя происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок.

Структура самосознания личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Для исследования данной проблемы мы обратились к работам В.С.Мухиной. Она включает имя в структуру самосознания.

 Существуют некоторые виды структуры самосознания. Мы, в своей работе, остановились на следующей. Структуру человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка, притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, отношение к правам и обязанностям.

Имя собственное – первое звено в структуре самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

В мифах архаичнго человека просматривается момент ожидания появления новорожденного («Вот придет…»), рождения («Вот пришел…») и его становление как члена рода. При этом имя проявляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти – переходя от предка к потомку.

Глубинно, психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. При этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью. В случае депривации имени (оскорбления, насильственная смена имени и другое), человек не только испытывает дискомфорт, но и может отреагировать психоастеническими реакциями или деприссивными состояниями. Обращение к человеку по имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль общения обеспечивают условие успешного взаимодействия и готовности решать общие проблемные задачи.

Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду выгодно отличается от «безымянного» (Вл. Даль) – бродяги, не помнягощяго родства или таящего свое имя.

Самопознание родового человека, безусловно, зависило от его идентификации со своим собственным именем. Для мифологического сознания родовой культуры имя и его носитель представлялись чем-то нерасторжимым. Магия имени не давала возможности убить врага, пока не будет известно его имя (следовало одновременно убить человека и его имя); первобытный воин, настигая свою жертву, требовал: «Скажи свое имя!» Имя, передоваемое внутри рода новорожденному от его предков, в сознании людей охраняло ребенка. В родовой культуре формировались хорошо понимемые и представляли «образы» каждого имени, которые определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хотят защитить ребенка. Если ребёнку при имя наречении давали имя предка, он постепенно узнавал о своем предке, идентифицировался с ним и надеялся, что лучшие свойства предка станут его свойствами. Имя глубоко входило в личность с мифологическим мышлением, становилось сутью самой личности.

В условиях современной жизни стран европейской культуры имя потеряло остроту мифологического отношения, но одновременно оно сохраняет мощное значение и смысл для его носителя. Имя имеет психологическое значение; оно становиться тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется для обозначения человека самого себя.

Современный взрослый человек из цивилизованного общества также неформально относиться к своему имени, хотя хорошо понимает его знаковую сущность. При необходимости человек может сменить имя. Но в обыденной жизни люди делают это весьма редко.

Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы компания по смене имен так называемых турецких болгар и цыган, привели к личностным кризисам многих людей, которые подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.   

Понятие «имя» может иметь иносказательный смысл как выражение известности, достоинств: «Он приобрел имя.», «Человек с именем». Вл. Даль приводит в словесном обиходе выражения, представляющие имя человека как его человеческую сущность. «Я ведь не без имени овца.», «Хорошо тут и там, где по имени зовут.», «Под чужой потолок подведут, так и другое имя дадут.».

Отношение к имени человека, к различным имянаречениям складывается в процессе истории. Оно не статично на все времена. Некоторые значения при имя употреблении в прежднее время канули в Лету, другие сохранились и поныне. «Отношения» ребенка или взрослого со своим именем в разные моменты быта неоднозначны: от «невосприятия» значения обращения по имени, до болезненного напряженного внимания к тому, как произносится имя. Поэтому только тонкая индитификация с ребенком или взрослым других, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает правильное взаимодействие, дает возможность поддерживать человека в его притезаниях на желаемое отношение к себе.

«Как тебя зовут?» – один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.

Ребенок очень рано индитифицируется с именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребенок отстаивает свое право на имя и протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературых произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С именем ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Толя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенка раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Тонкая индификация с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность ребенку в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

В наше время имянаречение идет, прежде всего, по благозвучию, по сочетанию его с отчеством. И всё-таки во многих семьях его дают ребёнку в память дедушки или бабушки, в честь достойного подражания человека, и малыш знает об этом и чувствует внутреннюю связь с родственником или достойным красивым человеком.

Имя в детстве ложится в основу человеческого «я».  «Я – Петя» - зто начало человеческого самосознания.  «Именно я – Петя». А дальше начнёт кристаллизоваться вокруг этого ядрышка – структра самосознания личности.

Имя собственное имеет для каждого ребёнка особое значение. Имя представляет ребёнку особый вид отождествления (идентификация) с предком, с нацией. Старший дошкольник, если только ему объяснили это, знает, к какой национальностион принадлежит. Он может хорошо различать имена своей национальности и отличать их от имен других народов.

С имени начинает развиваться самосознание человека.  «Я – Петя» - это не разделимо в сознании. И вдруг: «Иванов!» Отчужденное, ранящее. К своей фамилии в качестве обращения ребёнок ещё не привык.  «За что? Что я сделал плохого?» – кричат все чувства малыша.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы обратили внимание, что авторы условно выделяют два рождения личности, где важную роль отводят имени.

«Первое рождение» личности обусловлено следующими событиями в психической жизни ребёнка: он выделяет себя как персону (это происходит в раннем возрасте); формируется самосознание ребёнка, он выделяет себя как носителя определённого имени (имя собственное и местоимение «я» соединяются с определённым физическим типажом); ребёнок начинает отождествлять себя с именем и со своим физическим обликом.

«Второе рождение» личности, связанно с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли.

Другие авторы указывают на то, что обобщённое знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей. Сначало дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить своё имя с самим собой. Это подтверждает мысль о том, что ребёнок сначала познаёт себя как некоторый внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, начинает, следуя за взрослым, называть себя, как и другие предметы, своим именем. Лишь к концу второго года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я».

Подводя итог, по материалам представленным в даннойглаве, мы пришли к следующему выводу: имя является не только принадлежностью того или иного человека, а является также той основной структурой, через которую возможно воздействовать на эмоции ребёнка и, следовательно, на общий эмоциональный настрой ребёнка.

 

 

Особенности отношения к имени на разных этапах онтогенеза.

 

«Имя» на разных возрастных этапах развития ребенка, а также его осознание и значение – различно. Так, в раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающими фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут пренадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

На этапах онтогенетического развития это звено самосознания проростает сложными интегративными связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признания, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей.

Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложиться в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия ко взрослому.

Собственное имя  представляет некую индивидуальность перед другими. Пётр – имя, которое отличает Петра от Ивана, Николая, Василия и прочих. Имя, кроме того, отражает национальную принадлежность ребёнка. Ребёнок на слух усваивает имена своего народа, среди них он находит место и своему имени.

Психологически для ребёнка его имя – это он сам. Вне своего имени ребёнок не представляет себе самого себя.

Но прежде чем рассмотреть путь соединения компонента «имя» и местоимения «Я», рассмотрим, как происходит развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта.

У ребёнка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребёнка с нарушениями интеллекта  формирунтся с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное отношение разных сторон личностного развития ребёнка. На базе 3 лет не появляются личностные проявления: самосознание, волевые проявления. Их поведение непроизвольное, «полевое». Ребёнок не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл.

В 4 года появляется желание подчиняться взрослому.

В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь cамые примитивные  мотивы – интерес к внешнему виду игркшки, подчинение требованию взрослого, в редких случаях – интерес к процессу деятельности. Познавательные мотивы снижены. Под влиянием требований окружающих в дошкольном возрасте  начинают формироваться навыки самообслуживания, правильного поведения в общественных местах.

Без обучения у детей с нарушениями интеллекта в эмоционально-волевой сфере наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением. В своих действиях дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодалевать даже посильные трудности. Не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности.[14]

У детей не наблюдается также соподчинения мотивов; импульсивные действия, сиюминутные желания – преодалевающие мотивы их поведения. Натяду с этим речь взрослого может организовать деятельность школьника с нарушениями интеллекта, направить её, регулировать процесс деятельности и поведение ребёнка

В младенческом возрасте ребёнок ещё не осознаёт себя как такового, хотя отзывается на своё имя[15].

В раннем детстве, когда годовалому ребёнку говорят: «Иди ко мне Петенька! Хороший мой!», то он с готовностью и радостью тянет ручки и, если уже научился передвегаться, бежит. Можно сказать, что малыш отзывается на своё имя (по наблюдениям Мухиной В.С. дети уже в год стали соотносить своё имя с самим собой). Мера понимания, что это его собственное имя – Петя, весьма невелика. Здесь ребёнком узнаётся целый комплекс отношения к нему: доброжелательное обращение, ласковый призыв к общению, звучание знакомых уже словосочетаний («Где Петя?», «Иди ко мне, Петя!» и так далее) и многие другие ситуативно-значимые сигналы. 

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, так как постоянно слышит нежное обращение к себе. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. «Сейчас меня зовут Митей, когда был маленький, звали Мотя, а когда выросту, меня будут называть Дмитрий Борисович»– с удовлетворением объясняет пятилетний Митя метаморфозы своего имени во время его жизни.

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединяться  в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны – через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут!»; «Какое красивое у тебя имя!»), поощрения в достоинствах («Толя хороший мальчик!»; «Это лучше всех сделал Илюша!»), а также демонстрационное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Толька дурак!») приучают ребенка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребенка имени и духовной индивидуальности.

Ребенок ограниченно, начиная с раннего возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении. При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, т.к. постоянно слышит доброжилательное к себе обращение.

С поступлением в школу, ребенок точно рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем следует считаться.

В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения или и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеш, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.

Именно в школе, в процессе постоянного общения со верстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремиться выразить таким же образом, – он учиться приветливым формам общения и обращению к другим по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

В то же время, поступив в такую школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращения друг к другу через унизительные формы: Петька, Васька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органичено внутренней установкой каждого ребёнка на ценностное отношение к себе и к своему имени. Исторически обусловленное уничижительное обращение людей друг к другу и принятие этого отношение среди непривелигированного сословия возмущало В.Г. Белинского, который в «Письме к Гоголю» с гневом писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стёпками, Палашками.» Это  уничежение должно быть прервыно на уровне детской субкультуры. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивает ребёнку чувство собственного достоинства, уверенности к себе, дает возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Во многих районах России, где представители более 200 ее этносов проживают рядом, именно в начальных классах ребёнок, впервые вступая в более открытое взаимодействие с разнообразными социальными факторами, открывает удивительное многообразие имянаречений. Ребёнок мог до сей поры не сталкиваться с многообразием имен, которые впервые открываются ему в качестве знака, позволяющего причислить носителя имени к определенному социальному слою, этносу, религии предков.

Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстримальные ситуации социально-этнических проблем, техногенных катостроф, межэтнитческих и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать. Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьёй в связи с перемещением в новые регионы, у ребёнка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников, - его имя.

Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени.[16]Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают своё право на приемлемое обращение по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени, есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

Итак, проследив особенности отношения ребёнка к своему имени на разных этапах онтогенеза. Можно сделать вывод о том, что с первых же дней жизни ребёнка необходимо бережно и уважительно относиться к ребёнку, прежде всего к его имени. Ведь взрослый обращается к ребёнку по имени, и от того, как он произносит это имя, зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его отношение к себе, другим людям, к миру вообще.

Воспитатель обязан называть ребёнка по имени. И если он любит детей, он внемит себе в обязанность называть детей только по имени.

Кроме того, воспитатель должен знать, что каждому ребёнку из полноценной семьи, где его любят, имеет детское имя, которое создаёт особую атмосферу среди близких людей. Это детское имя часто рождено устами самого ребенка, – когда он был маленьким, он так себя называл. Поэтому появляются бесконечные Тусик, Лютик, Ля, Дюка и так далее – домашние прозвища детей, по которым трудно узнать гражданское имя Наташи, Илюши, Лены и Андрюши. Помимо имен в каждой семье присутствуют: «лапочка», «зайчик», «люба», «солнышко» и другие. Эти ласкательные слова употребляются как заместители имени и подчёркивают беспомощность и значимость для семьи самого ребёнка.

В сознании и в сфере чувств малыша его детское имя есть признание его ценности и его индивидуальности.

Воспитатель, приняв малышей на своё попечительство, чтобы успешнее воспитывать и обучать, в те моменты, когда они просто хорошие или когда заслуживают похвалы за усердие, поступит верно, если обратится к ребёнку по его детскому имени, назовёт его добрым словом.

 

Заключение.

 

В данной работе были рассмотрены основные этапы развития личности в дошкольном возрасте, отражены особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Было указанно на то, что имя входит первым компонентом в структуру самосознания. 

Т.к. имя является единицей культурной и социальной действительности, а цель педагогики развитие гармоничной всесторонне развитой личности, следовательно, оно играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка с нарушенным интеллектом. Значит, в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание к имени ребёнка как личностному компоненту. От того, как обращаются взрослые, и окружающие сверстники зависит эмоциональный настрой ребёнка и отношение к окружающим его людям. Поэтому важно проводить игры, беседы, упражнения направленные на расширение знаний детей с нарушенным интеллектом о вариантах звучания своего имени и имён окружающих его людей. Неодходимо к этому процессу подключать как специалистов, так и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

[2] Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. русский толковый словарь. – М., 1994.

[3] Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

[4] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.20.

[5] Суперанская А.В. Структура имени собственного – М., 1969.

[6] Никонов В.А. Имя и общество. – М.,1997.с.32.

[7] Суперанская А.В. Как вас зовут? Где вы живете? – М., 1964. С.11.

[8] Никонов В.А. имя и общество. – М.,1974.

[9] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.13.

[10] Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985. С.23.

[11] Суперанская А.В. Имя – через века и страны. – М., 1990. С.58.

[12] Современный словарь по педогогики/ сост. Рапацевич Е.С. – М.н., 2001.

[13] Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.,1995. С.180.

[14] Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.,1998. С.49.

[15] Венгер А.А, Мухина В.С. Психология. – М., 1988. С.239.

[16] Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999. С.87.


 [a1]

Используются технологии uCoz