Профилактика речевых нарушений
Причины возникновения речевых нарушений.
Социальные причины появления речевых нарушений.
Снижение уровня языковой культуры общества в целом.
Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь,
но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать
лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же
провоцирует возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком
положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму
родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется
неправильное или неточное восприятие речевых звуков. Это приводит к появлению
дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в
дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных
нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование
навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря
ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в
той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в
целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание ее чистоте и правильности. На первом этапе, важно:
Таким образом, последовательная систематическая работа
по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у
детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные
условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного
возраста.
Необходимо
помнить, что:
·
речь взрослого
должна быть плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
·
избегайте
говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте
свое произношение;
·
не перегружайте
разговор с ребенком сложными для него словами;
·
фразы по
конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
·
ребенка нельзя
наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять
его.
·
Полезно читать
детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера,
легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания,
чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся
остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.
Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать
на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это
может усилить страхи и зафиксировать их.