Профилактика
заикания
Для предупреждения появления заикания у детей
необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих
ребенка, поэтому родителям необходимо соблюдать следующие условия:
Упорядочение
поведения ребенка.
1. Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные
занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.
2.
Необходимо создать доброжелательные взаимоотношения в семье, уравновешенную,
спокойную атмосферу, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Ребенок
не должен быть свидетелем ссор и скандалов в доме, а также подвергаться крику и
физическим наказаниям со стороны родителей. Наказание должно воспитывать, а не
устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение
его вины или наказание в спокойной форме.
3.
Необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную
заинтересованность какой-либо игрой или делом, а также уметь в случае
необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно
заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и
начинать другое. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия речью.
Развитие
речи ребенка
1. Необходимо обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления,
объяснять их назначение и сущность.
2.
Необходимо предостерегать детей от перегрузок многообразием сказок, рассказов,
стихов. Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период
формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по
содержанию и форме. Рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно
стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше
пользы принесет ребенку углубленная работа с одним материалом, который можно
осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и
целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр., а
спустя некоторое время попросить ребенка пересказать то, что он слышал ранее.
3.
Необходимо оберегать ребенка от психических и физических травм, сильных
эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Нужно
заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных
возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.
4.
Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной,
правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную,
неторопливую речь и у ребенка. Проводя ежедневную спокойную беседу с ребенком о
прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. необходимо помнить, что
Ваша речь служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.
5.
Необходимо ограничивать контакты ребенка с заикающимися взрослыми или ровесниками.
Делать это необходимо в корректной форме.
Если заикание уже появилось, также необходимо:
1.
Немедленно обратиться к логопеду.
2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с
речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).
3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного
произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда
говорит неправильно, но:
• делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;
• указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на
положительные качества, поощрять его успехи.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать,
что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться
только одним показом, как нужно говорить.
4. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго
следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).
Соблюдение
всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.