Гигиена и охрана детского голоса.
Гортань
растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в
разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны.
В
дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный
рост гортани опережает ее развитие, а в период совершенствования ее функций
задерживается рост. Такая диспропорция развития гортани и относительная
незрелость ее тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные возрастные
периоды, особую чувствительность его.
Голосовые
правила.
· Необходимо приучать ребенка говорить сдержанно.
· Стараться не разговаривать с ребенком на улице при
сильном морозе.
· Не перекрикивать шум (например, транспортный).
· Не перенапрягать голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких (в разгар
болезни, и после болезни).
· Отрицательное действие на голос может оказать сухой
воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности необходимо увлажнять его -
развести цветы (если у ребенка нет к ним аллергии). Оставить в открытом сосуде
воду около спящего малыша.
· Особое внимание требует голос 4—5-летнего ребенка,
когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы
допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к
более значительным стойким нарушениям голоса. Не разрешайте детям петь дома
громко песни, предназначенные для исполнения взрослыми.
· На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и
уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота
ребенка также может отрицательно отражается
на его голосе.
· Различные длительно протекающие заболевания гортани и
носа также ведут к нарушению голоса.
Некоторые средства, применяемые при начальных формах
нарушения голоса.
При
жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки,
мальвы или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни
холодным, а имел комнатную температуру. С этой целью можно использовать и
другие лекарственные травы или минеральные воды — шавницкую,
боржоми, которые рекомендуется смешивать с теплым молоком (полстакана
минеральной воды и полстакана молока). Детям, занимающимся пением, полезно пить
сырые яйца, причем лучше не белок, а желток, есть морковь, апельсиновую кожицу,
кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например растительного, по
2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не
рекомендуются паровые ингаляции, слишком горячие или слишком холодные напитки.
Упражнения для постановки голоса.
1. Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький
язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит
голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем
уже дома.)
— Открой посильнее
рот. Трудно? Еще немножко. Язычок в глотке должен быть поднят вверх. Посмотри в
зеркало. Вот так. Хорошо. Звук, который сейчас произнесешь, должен идти как бы
в переднюю часть головы. Голос ты будешь ощущать глубоко в горле. Теперь нужно -
помычать. Попробуй еще раз! Чувствуешь? Уже получается...
2. «Мычание» в так
называемую «маску» (т. е. в переднюю часть головы)
слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других,
начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные
и разноударные слоги:
му-му-му-му
м6-м6-мо-м6 му-мб-му-мо
му-му-му-му
мо-мо-мо-мо
му-мо-му-мо
му-му-му-му
мо-мо-мо-мо
му-мб-му-мо
му-му-му-му
мо-мо-мо-мо
му-мо-му-мо
му-му-му-му
мо-мо-мо-мо
му-мо-му-мо
3. Считать вслух на одном дыхании в «маске».
Желательно, чтобы
ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3—4 раза. Делать это лучше
без посторонних, чтобы он не смущался.
4. Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать
звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).
5. Рассказывании любого текста вслух (требования те же).
Всего требуется
5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня. При всех видах нарушения голоса с целью
профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам,
играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.
Заключение
Часто
можно наблюдать, как маленькие дети едут в автобусе, и разговаривает так громко,
что его слышат все окружающие. Или во дворе ребята играют в мяч, их крик, визг
слышен в квартирах даже при закрытых окнах. Войдя группкой в автобус, дети
стараются перекричать шум мотора. В детском саду ребята также не всегда говорят
спокойным голосом. Этот шум вреден для тех, кто его производит.
Постоянно
растущий, находящийся в динамическом развитии голосовой аппарат дошкольника
нуждается в бережном отношении. При злоупотреблении силой звучания утрачивается
звонкость — важное качество голоса ребенка. При пении на крайних динамических
уровнях появляются напряжение и функциональные расстройства голоса, вплоть до
афонии (беззвучности).